Ноябрь 27, 2006
Офисные работники - лохи
Сидят, как придурки, с утра до вечера в четырех стенах, получают от начальников бамбулей, слушают бред этих самых начальников, денег получают мало, соблюдают идиотский дресс-код, пашут на благо чужого кошелька. То ли дело мы, фрилансеры. Сам себе хозяин, бабло заработать можно и не парясь в офисе от звонка до звонка, работай хоть в трусах, весь труд идет себе во благо.
Это сегодня самая модная тема. За последние пару лет на постсовковых просторах появились сотни и тысячи самостоятельных и гордых гениев, которые презирают “офисных крыс”. Мол, нафига я буду горбатиться “на дядю” по 8 часов в сутки за пару сотен баксов, если я эти пару сотен могу заработать за час/день/неделю. Причем размер оклада при работе в компании определяющим фактором не является. Свои “презиратели” есть и в нише “до $500″, и в сегменте “от $5000″.
Это все, конечно, круто. На словах. При этом большинство “самостоятельных и независимых” зарабатывают меньше тысячи долларов в месяц, но искренне считают это огромным достижением. Как же, мне всего 19 лет, а я уже спокойно рубаю штуку в месяц, пока однокурсники как идиоты за 200 вечнозеленых пашут в офисах, да еще и учиться успевают. А зачем учиться? Я же уже штуку рубаю!
Мало кто из этой братии задумывается о том, что они уже практически достигли предела. Больше денег они заработают только за счет увеличения затрат времени. Возражения? Да-да, можно инвестировать заработанное в повышение своего мастерства, в покупку инструментов для работы, в оптимизацию процесса, наконец. Но много ли сегодняшних “свободных хозяев жизни” понимают это или хотя бы думают об этом? Вряд ли. Деньги сейчас куда приятнее тратить на понты, девочек, развлечения и пр.
“Разве это плохо?” - спросите Вы. Разве плохо, что человек в свои неполные два десятка уже может обеспечить себя, заработать на отдых, недешевые покупки? А веселится потому что молодой, когда же еще веселиться… Все это так. Вот только смущает налет исключительности, который я лично замечаю на 8 из 10 ребят из этого круга. Они - круты. Идиоты, работающие в офисах - лохи.
Давайте перенесемся на пару лет вперед. Чисто гипотетически. Как я уже писал выше, для многих нынешних преуспевающих фрилансеров потолок заработка уже достигнут. Будут работать в два раза больше - заработают в два раза больше (если заказы будут). Усе. Насколько растут сегодня оклады и премии у толковых спецов в крупных конторах нужно напоминать? Глупый фрилансер живет сегодняшним днем, он не понимает, что завтра его кажущийся нынче огромным доход окажется мелочью. Немногие из фрилансеров обладают качествами для организации собственного бизнеса, а значит для достойного уровня жизни многим придется все же идти работать на ненавистного Дядю. Если кого задела эта сентенция - не спешите зарекаться, не спешите.
Как бы нам этого не хотелось, но во многих аспектах развитие жизни (а особенно “продвинутых” ее направлений) в бывших республиках СССР повторяет заокеанский путь. Рынок фриланса идет фактически по проторенной американцами дорожке. Фрилансер в США зарабатывает больше нашего, защищен он законодательно лучше (страховые и пенсионные программы практически идентичны тем, которыми пользуются штатные работники), но… Мода на фриланс не проходит, в него вливаются все новые и новые участники. А старички возвращаются “на круги своя”. То бишь на работу в крупных компаниях. Или открывают свой бизнес (зачастую для того, чтобы продаться вместе с ним крупной компании). На фрилансе они заматерели, они приходят сразу на отличный оклад, иногда сразу получают долю в компании. Кстати, на отечественных просторах тоже отмечено уже несколько подобных случаев, хотя здесь “чистый” фрилансер будет очень долго доказывать то, что годы “вне корпоратива” не прошли для него даром.
Так что не торопитесь называть постоянную работу дерьмом, а тех, кто так работает - несведущими лохами. Все может обернуться противоположным. У каждого свои обстоятельства. А у обстоятельств есть свойство меняться.
Опубликовано в: Разное
15 Responses to “Офисные работники - лохи”
Оставь мысль, друг
Для комментария на блоге копирайтера представиться надо бы.

Ноябрь 27th, 2006 at 10:33 pm
Интересную тему Ярик затронул, вставлю свои пять копеек.
Мне за последние три года удалось поработать в одной динамично развивающейся IT-компании (с достаточно либеральными нравами), потом в не динамично развивающейся IT-компании с почти “дресс-кодом” и бесконечной бумажной волокитой (даже для меня, инженера), проработать на себя полгода, создать свой проект и на его лаврах торжественно въехать обратно в динамично развивающуюся.
Опыта выгреб - три вагона и маленькую тележку. Но в результате пришел к выводу что пахать и дальше самому на себя в данный момент - просто не выгодно. Да, я развиваюсь, проект развивается, есть определенные успехи. Но динамика меня не устраивает.
Я буду параллельно вести свой проект, работать 20 часов в неделю на благо и за деньги (весьма приличные, кстати) компании и учится. Потому что чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что очень мало знаешь. И пожалуй это основной мотив – знания.
Ноябрь 28th, 2006 at 11:18 am
Та-а-а-к, неожиданная новость. Есть о чем задуматься. И с чем поспорить.
Я сейчас как раз подумываю о создании своего сайта, чтобы начать работу в личном “свободном графике”…
А теперь вот, Вы, Ярослав, нарисовали мне такую картину моего фрилансерского будущего…
Действительно, подобный предел в работе настигнуть может.
Только как его избежать???
Работать не на количество заказов, а на качество? Ездить на обучающие-просвещающие семинары, хвастаться дипломами и повышать цены на услуги?
А как можно оптимизировать производство? Нанять помощников, то есть организовать собственное копирайтинговое агентство?
А потом? Расти и процветать?…
Блин, я запуталась…
Ну, скажите, пожалуйста, хотя бы, в правильном ли направлении движутся мои мысли?
Можно ли таким способом избежать тупика?
Или Вы имели в виду другой выход из ситуации?
Ноябрь 28th, 2006 at 10:15 pm
Как раз недавно думал на эту тему. Тут как в такси - посчитай сколько ты зарабатываешь за час, умножь полученную сумму на 18 часов в день и на 30 дней в месяце и получи максимальный доход. выше которого ты не прыгнешь, а если хотя бы приблизишся, то рискуешь очень сильно надорвать здоровье и психику. Я работал на дядю, потом фриласером, на данный момент работаю на дядю, но в таком режиме что есть время заниматься своими проектами, которые пока дают примерно теже деньги что и дядя, но в отличии от зарплаты у них более стабильная тенденция к росту и перспектива (на мой взгляд).
С автором не согласен. Идея очень правильная, я когда начинал заниматься фрилансом об этом и не задумывался, а стоило бы, но все же не все так однозначно. Знаете сколько можно работать в офисе и не продвигаться ощутимо по карьерной лестнице? Не все становятся деректорами ;) зато через несколько лет работа становится постылой, идти на нее совершенно не хочется, а фрилансер может хотя бы выбирать за что браться, а за что нет. И уже точно не станет сегодняшний 19летний фрилансер нищим через 10-20 лет. Его доходы поднимутся пропорционально вместе с зарплатой офисного работника, число клиентов возрастет.
А вообще - заработать действительно много денег можно только если покупать чужое время. Пока на тебя не будут работать другие люди ты не заработаешь на “600ый” :)
Ноябрь 28th, 2006 at 10:24 pm
Нищим он не станет. А вот с тем, что доходы его пропорционально поднимутся - не согласен. С какой радости? Понятно, что не каждый офисный сотрудник сделает головокружительную карьеру, но мы вроде говорим об умных и инициативных. В компаниях есть куда расти, в отечественных условиях это будет скорее рост в другую компанию, но не суть. А куда будет расти фрилансер? В любом направлении будет пару человек премиум-уровня, которым будут платить действительно большие бабки, а остальные что? Копирайтер в конторе начинает непосредственно с копирайтера, затем становится руководителем профильного отдела, затем идет работать арт-директором (копирайтеры эту должность занимают значительно чаще дизайнеров), а там уже и до вице-президента какого-нибудь недалеко. Это не дело 3-4 лет, но все же. А куда, повторю, будет расти фрилансер? Если у него к этому времени будет свой бизнес, пусть и небольшой, хорошо. А если нет? А если руководить и покупать чужое время он не умеет, что тогда? )
Ноябрь 29th, 2006 at 1:07 am
Думаю, что тот кто дослужится до вице-президента в конторе, дослужится до своего бизнеса работая фрилансером. Ну а обычный середнячек (которых большинство, достаточно оглянуться) и в конторе станет максимум начотдела, и в свободном плавньи не прыгнет выше дорогого фрилансера. Ну давайте посмотрим на наших знакомых, друзей, коллег - большинство работает тихой сапой и головукружительных успехов в карьере не достигнет, а по вашему работая в офисе есть куча возможностей проявить себя, только воспользуйся. Мне кажется все гораздо сложнее и возможностей не так уж и много, и работать надо одинаково упорно и в офисе, и фрилансеру. А по поводу роста доходов - со временем клиентов становится все больше и больше (приходят новые, старые советуют знакомым, просят сделать еще один проект и т.д.), как минимум начинаешь поднимать цены, сначала немного, потом когда работаешь 16 часов в сутки, а заказы все поступают говоришь двойную цену просто чтобы отстали, но некоторые соглашаются и на нее, а вообще большинсту (на мой взгляд конечно) рано или поздно придет в голову идея перекинуть часть работы знакомым и снять свои 10-20% с заказа, или ничего не снять, но не потерять хорошего клиента, который раньше хорошо платил и еще придет потом.
Еще хотел бы вот что доавбить - в фрилансе, кроме описанных в статье плюсов есть еще вот какие минусы - лично мне сильно давила на психику мысль, что пока я не работаю я не зарабатываю денег. Если наемный работник всю ночь пьянствовал, пришел на работу с дикого бодуна и сидит тупо уставившись в монитор изображая для начальства видимость работы, то он все равно зарабатывает деньги. Если у него подскочила температура, он лежит дома, смотрит телек, попивает чай с малиной и… зарабатывает деньги. Он твердо уверен, что в конце месяца ему дадут денег и у него не болит голова, что если сейчас он с температурой не закончит заказ, то завтра не на что будет купить памперсы ребенку. Вот это огромный плюс наемника, по крайней мере для меня. Ну и по мелочи - трудовой стаж, оплаченные налоги, коллектив в конце-концов, где есть с кем выйти покурить/попить кофе/пообщаться. И не надо говорить, что в аське всегда есть с кем пообщаться :) все же коллектив это нечто другое. Тут свой климат, интриги, разборки, сплетни и т.д., лично мне этого не хватало :)
Ноябрь 29th, 2006 at 1:14 am
Согласен по плюсам/минусам. Но это тема для другой статьи, в этой я все же пытался иной темы коснуться. Просто пришлось в последнее время довольно много пообщаться с фрилансерами как раз описанного возраста, и меня неприятно поразило некое презрение к тем, кто зарабатывает меньше, работая больше, в офисе.
На меня тоже когда-то мысль “не работаю - не зарабатываю” давила. А потом как-то в один момент понял, что это и не нужно. Потому что таким макаром можно и до круглосуточной пахоты без сна докатиться :)
Ноябрь 29th, 2006 at 1:15 am
Да, и еще… я ведь не пытался доказать, что все фрилансеры обречены или что-то в этом роде. Просто призвал не зарекаться и быть поскромнее) И подальновиднее)
Ноябрь 29th, 2006 at 1:24 am
Значит у меня просто такое ощущение создалось :) А насчет того, что
“На меня тоже когда-то мысль “не работаю - не зарабатываю” давила. А потом как-то в один момент понял, что это и не нужно.”
то это уже Мудрость, до этого не каждый доходит. Я только с годами начал понимать, что поговорка “не в деньгах счестье” это не стеб и не лицемерие, а таки правда.
Ноябрь 29th, 2006 at 1:36 am
Ну понятно, что в их количестве :) Просто перестал себе отказывать в удовольствии забить на работу, когда этого хочется. Жить нужно так, как подсказывает в данный момент твое “Я”, в разумных пределах, естественно :)
Ноябрь 29th, 2006 at 7:26 am
Браво!
Редко такое бывает, но у меня на 100% такая же точка зрения. Уже после полугода хорошего стабильного фриланса (поддержка крупного западного проекта) для меня ваши выводы стали очевидными. Мне искренне жаль людей, которые этого не понимают. Добавлю лишь одно от себя - есть категория людей, которым хватает этой штуки и им ничего не надо. Таких на самом деле много. Просто вы (так же как и я), подозреваю, человек - амбициозный и это понимаете.
Обязательно ставлю ссылку на ваш пост в тематических сооюществах
Ноябрь 29th, 2006 at 11:59 am
если вам мало комментов, то о вашем посте подискутировали еще и здесь
http://community.livejournal.com/ydalen_ru/17706.html
Ноябрь 30th, 2006 at 2:40 pm
Ярик, зачем ты написал такую хорошую заметку, но опять в оппозиционном стиле? :)
Ведь всё очень просто - начинать надо фрилансером, зарабатывать себе авторитет, а потом уходить в хорошую компанию на приятную тебе должность. То есть работа в офисе не должна быть противной. А рост карьерный, выражающийся в названии своей должности - это не всегда хорошо. Расти можно, имея должность одну и ту же, не меняющуюся. Растет твой профессиональный уровень, авторитет и денежная компенсация.
Примеров много. Думаю, сами знаете какие ;)
Ноябрь 30th, 2006 at 2:56 pm
Костя, ну так стиль у меня такой… оппозиционный, как ты выразился. Здесь же канва какая - напомнить свежезажженным звездам фриланса, что не все в этом мире однозначно :)
Декабрь 1st, 2006 at 2:19 pm
Похожа на фриланс и другая форма зарабатывания денег вне офиса - удаленная работа. Работник при этом состоит в штате организации, но работает дома. Эта форма работы также дает определенную степень свободы, будучи гораздо более стабильной, чем фриланс!
Февраль 4th, 2007 at 1:20 pm
Статья хорошая, но ярко выражена только одно мнение.
Есть люди, которые работают во фрилансе от безвыходности. Я проработала в офф-лайновом провинциальном РА 6 лет. Когда последнюю надежду на карьеру, признание и развитие затоптало начальство, решила наконец уйти. Вплотную стала изучать возможности Сети. И нашла себя, расту и развиваюсь. Самое главное- без протирания штанов, без нервотрепок и неадекватных реакций мало смыслящих в творчестве людей. Хотелось бы, конечно, продолжить работу в каком-нибудь динамичном коллективе, но здесь, в провинции, это не реально. А в большой город что-то пока не хочется.
Ну а то, что есть товарищи, которые точно подходят под описание Ярослава - подтверждаю. Сеть дает большие возможности тем, кто не имеет талантов и способностей или имеет их недостаточно. Отсюда и следствие.